Полезно знать

 

Аудит – это вложение в прозрачность и защищенность бизнеса, а также повышение его инвестиционной привлекательности.

Принято считать, что аудит необходим только тем компаниям, для которых он обязателен в силу закона. Это компании, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества, компании, акции которых размещены на фондовой бирже, кредитные, клиринговые, страховые компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей (строка 010 плюс строка 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль) и/или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей. и другие, поименованные в законе «Об аудиторской деятельности» от 24.12.2008 г. №307-ФЗ.

Добровольный (инициативный) аудит, инициированный руководством и/или собственниками компании, не только поможет бухгалтеру корректно формировать финансовую отчетность в безошибочном формате и поможет избежать или минимизировать штрафы. Важно, что в первую очередь, квалифицированный аудитор по каждой цифре отчетности может рассказать собственнику о состоянии бизнеса, обозначить проблемные места и выявить скрытые ресурсы.

  •  

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 июля 2022 г. N 07-02-11/65918

 

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено обращение. Ваше мнение будет принято во внимание в ходе дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности.

Вместе с тем обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2021 г. субъекты малого предпринимательства освобождены от обязательного аудита.

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется исключительно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, являющимися соответственно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по законодательству Российской Федерации. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, прежде всего Федеральным законом "О государственной тайне". Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 622 "Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору" введены ограничения на предоставление информации аудиторским организациям, находящимся под прямым или косвенным контролем иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных компаний либо входящим с ними в одну группу лиц.

При наличии признаков правонарушения в действиях какого-либо лица необходимо обращаться в правоохранительные органы.

 

Последствия для организации, подлежащей обязательному аудиту :

 

 

Нарушение

Последствия нарушения

Ссылки

Непроведение обязательного аудита отдельными организациями

Отсутствие обязательного аудиторского заключения

административная ответственность должностных лиц:

штраф

дисквалификация

ст. 15.11 КоАП РФ

Непредставление или представление недостоверных сведений о проведении обязательного аудита в ЕФРСФДЮЛ

административная ответственность должностных лиц:

штраф

дисквалификация

ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ

Заключение отдельными юрлицами договора на проведение обязательного аудита с нарушением установленного порядка (например, не по результатам электронного конкурса)

признание сделки недействительной, применение последствий недействительной сделки

возврат неосновательного обогащения с уплатой процентов (при неравноценности взаимных предоставлений сторон по недействительной сделке)

ст. 168 ГК РФ

ст. 167 ГК РФ

п. 55 ПП ВС РФ от 24.03.2016 N 7

ст. 1102 ГК РФ

ст. 395 ГК РФ

обжалование неправомерных действий

ч. 15.1 ст. 99, ч. 1 ст. 105 44-ФЗ

(для заказчиков по 44-ФЗ)

ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции"

(для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)

п. 4 Письма Минфина N 24-04-06/3691, ФАС N РП/4072/18 от 24.01.2018

проведение внеплановой проверки

ч. 15 ст. 99 44-ФЗ

(для заказчиков по 44-ФЗ)

п. 11 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции"

(для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)

выдача предписания об устранении нарушений

п. 2 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ)

пп. "а" п. 3.1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции"

(для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)

приостановка заключения контракта

(для заказчиков по 44-ФЗ)

ч. 7 ст. 106 44-ФЗ

приостановка процедуры закупки:

для заказчиков по 223-ФЗ

лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ и 44-ФЗ

ч. 11 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции"

проведение прокурорской проверки

ст. 21 ФЗ "О прокуратуре"

 

 

 

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, которые касаются почти всех, поэтому учётную политику на этот год пересмотреть нужно обязательно.

Изменения на 2022 год нужны в следующих разделах:

    1. Учёт имущества, полученного и сданного в аренду, в соответствии с ФСБУ 25/2018.
    2. Учёт капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 26/2020.
    3. Учёт основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020.
    4. Организация работы с документами в соответствии с ФСБУ 27/2021.