Важные вопросы по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 июля 2022 г. N 07-02-11/65918

 

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено обращение. Ваше мнение будет принято во внимание в ходе дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности.

Вместе с тем обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2021 г. субъекты малого предпринимательства освобождены от обязательного аудита.

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется исключительно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, являющимися соответственно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по законодательству Российской Федерации. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, прежде всего Федеральным законом "О государственной тайне". Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 622 "Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору" введены ограничения на предоставление информации аудиторским организациям, находящимся под прямым или косвенным контролем иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных компаний либо входящим с ними в одну группу лиц.

При наличии признаков правонарушения в действиях какого-либо лица необходимо обращаться в правоохранительные органы.

 

Последствия для организации, подлежащей обязательному аудиту:

 

 

Нарушение

Последствия нарушения

Ссылки

Непроведение обязательного аудита отдельными организациями

Отсутствие обязательного аудиторского заключения

административная ответственность должностных лиц:

штраф

дисквалификация

ст. 15.11 КоАП РФ

Непредставление или представление недостоверных сведений о проведении обязательного аудита в ЕФРСФДЮЛ

административная ответственность должностных лиц:

штраф

дисквалификация

ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ

Заключение отдельными юрлицами договора на проведение обязательного аудита с нарушением установленного порядка (например, не по результатам электронного конкурса)

признание сделки недействительной, применение последствий недействительной сделки

возврат неосновательного обогащения с уплатой процентов (при неравноценности взаимных предоставлений сторон по недействительной сделке)

ст. 168 ГК РФ

ст. 167 ГК РФ

п. 55 ПП ВС РФ от 24.03.2016 N 7

ст. 1102 ГК РФ

ст. 395 ГК РФ

обжалование неправомерных действий

ч. 15.1 ст. 99, ч. 1 ст. 105 44-ФЗ

(для заказчиков по 44-ФЗ)

ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции"

(для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)

п. 4 Письма Минфина N 24-04-06/3691, ФАС N РП/4072/18 от 24.01.2018

проведение внеплановой проверки

ч. 15 ст. 99 44-ФЗ

(для заказчиков по 44-ФЗ)

п. 11 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции"

(для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)

выдача предписания об устранении нарушений

п. 2 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ (для заказчиков по 44-ФЗ)

пп. "а" п. 3.1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции"

(для заказчиков по 223-ФЗ и лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ или 44-ФЗ)

приостановка заключения контракта

(для заказчиков по 44-ФЗ)

ч. 7 ст. 106 44-ФЗ

приостановка процедуры закупки:

для заказчиков по 223-ФЗ

лиц, не являющихся заказчиками по 223-ФЗ и 44-ФЗ

ч. 11 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции"

проведение прокурорской проверки

ст. 21 ФЗ "О прокуратуре"

 

Источник